Абылай хан – эпоха в истории Казахстана
Абылай хан является одной из самых ключевых фигур в пантеоне героев казахского народа. С его именем связана идея общенационального единства казахов.
Его жизнь может стать классическим примером влияния личности на ход мировой истории, а по накалу драматизма, богатству событий и головокружительных поворотов судьбы – источником вдохновения для создания как литературных бестселлеров эпического размаха, так и мега-блокбастеров голливудского уровня.
О его роли в судьбе казахского народа написано множество работ различными исследователями. Один из них, доктор исторических наук Абуев Кадыржан Кабиденулы, автор диссертации «Деятельность хана Абылая по объединению казахских земель и развитию казахско-российских отношений», красноречиво отмечает, что «Хан Абылай – целая эпоха в истории Казахстана. С его именем связана идея общенационального единства, государственной независимости и территориальной целостности Казахстана. Именно в борьбе за осуществление этой идеи раскрылись разносторонние природные дарования Абылая: государственный ум, личная отвага, талант полководца и политического деятеля, качества искусного дипломата. Только благодаря этим незаурядным своим способностям Абылай – безвестный пастух по прозвищу Сабалах, возвысился до значения хана, пользовался поддержкой широких слоев общества и выдающихся деятелей своей эпохи».
Абылай хан, чье магометанское имя Абильмансур, жил с 1711 по 1781 год, когда на карту истории была поставлена цена жизни или смерти казахского народа. Его усилия выполнили амортизирующие действия, которые смягчили давление России и Китая. Помимо того, что ему приходилось вести филигранную политику лавирования «между львом и драконом» в лице Российской и Китайской империй, Абылай хан был вынужден разрешать доставшиеся в наследство от предыдущих поколений крайне тяжелые проблемы во взаимоотношениях с воинственным Джунгарским государством.
Джунгарская экспансия
Надо сказать, что судьбы джунгар и казахов каким-то странным кармическим образом были связаны между собой. Экспансия ойратов-джунгар вглубь территории, соответствующей современному Казахстану, началась еще в XV веке, когда только складывались предпосылки образования Казахского ханства.
Войска правителя ойратов Уз-Темир Тайши в 1456/1457 году в местности Кок-Кенесе близ Сыганака наголову разбили армию кочевых узбеков Абулхаира хана, а затем, не встречая сопротивления, принялись грабить всю долину Сырдарьи. Были захвачены многие города, в том числе Туркестан, Ташкент, Отрар.
В том же году, после ослабления Абулхаира хана, мятежные султаны Джанибек и Керей откочевали из государства кочевых узбеков в междуречье Чу и Таласа, опустевшее после ухода ойратов, и с позволения хана Могулистана Есен-буги образовали Казахское ханство.
Окрепнув и разросшись, новое государство, благодаря мудрым ханам и единству народа, стало преградой для развития успеха захватнической политики джунгарских правителей.
Но в 1718 году после смерти общеказахского хана Тауке, Казахское ханство распалось, разделившись на три жуза – Старший, Средний и Младший. Воспользовавшись разобщенностью народа, джунгары стали вторгаться на землю казахских родов.
«Сметая на своем пути заслоны из разрозненных немногочисленных групп казахских отрядов, многотысячные джунгарские войска быстро продвигались вглубь Казахстана, оставляя за собой груды мертвых тел, пепел пожарищ, угоняя десятки тысяч пленных, караваны награбленных богатств, – так пишет о том времени известный казахский писатель Сабит Муканов. – Казахи вынуждены были бежать, бросая скот, имущество, стариков и детей. Немало народу было перебито джунгарами, немало погибло при переправах через бушевавшие реки... Бросая все, казахи уходили в Среднюю Азию, Сарыарку и другие места».
«Переходы сии, – писал русский историк А. И. Левшин, – влекли за собою неминуемое разорение и гибель. Стада и табуны ежедневно уменьшались, меновая торговля прекратилась, нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали от голода, другие бросали жен и детей своих». Эти страшные времена остались в памяти казахского народа как годы Великого бедствия («Актабан шубырынды. Алкакел сулама»).
Абылай хан – объединитель казахских земель
«Вот в такое тяжелое время для казахского народа на исторической арене появляется незаурядная личность, как Абылай, – сообщает Сабит Муканов. – Рано осиротел, пас верблюдов знаменитого бия Старшего жуза – Толе бия. Здесь его встретил уже тогда известный батыр и полководец Канжыгалы Богенбай, который сразу приметил в нем личность. С разрешения и благословления Толе бия взял с собой в разведку, а затем и к участию в боях с джунгарами.
Первое крупное сражение, в котором участвовал молодой Абильмансур (его настоящее имя), состоялось в 1733 году. По традиции, перед началом боя батыры враждующих сторон должны были сразиться в единоборстве «жекпежек». В этот раз с джунгарской стороны вышел на поединок близкий родственник джунгарского хана Галдана Церена Шарыш. Со стороны казахов с разрешения батыра Богенбая – молодой Абильмансур, который в упорной борьбе победил. Затем, разгоряченный схваткой, Абильмансур с криком «Абылай!» устремился к врагам, увлекая за собой остальных казахских воинов. Сражение выиграли казахи.
После победоносного поединка он был приглашен к хану Абульмамбету, который выяснил, что Абильмансур – сын Уали султана, внук хана Абылая, и что поэтому он бросился на джунгаров с кличем «Абылай!». Затем он был избран султаном Средней Орды. Но он, хотя и был султаном, фактически имел власть хана и вел себя как хан».
Историк Кадыржан Абуев в своем труде «Хан Абылай и его время» пишет: «Главным направлением государственной деятельности хана Абылая было объединение казахских жузов в одно государство и укрепление центральной власти… Вступив в сложнейшую политическую «игру» с цинским правительством, султан Абылай проявил себя как искусный и тонкий дипломат…Прежде всего был решен наиболее острый вопрос о возвращении казахам их исконных кочевий на Тарбагатае и Или, ранее захваченных и удерживаемых ойратами».
Другой современный историк, Радик Темиргалиев, подвергает сомнению заключение соглашения между Абылаем ханом и китайским императором по поводу упомянутого возвращения земель, апеллируя тем, что «Не существует ни одного документа, что Цинская империя передавала казахам земли Джунгарии». Тем не менее, Бухар жырау, мечтавший об объединении трех казахских жузов в единое, сильное государство, и возвращении утраченных земель, считал Абылая исполнителем своих заветных стремлений.
Даже скептичный Радик Темиргалиев подчеркивает значение личности Абылая хана в войне с джунгарами, упоминая то время, когда он два года провел во вражеском плену: «В 1743 году Галдан Цэрен, уступая нажиму русских и казахских делегаций, освободил Аблая и тем самым подписал смертный приговор своему государству. Поскольку в плену (благо, условия пребывания были вполне сносными) Аблай времени даром не терял и успел не только обучиться ойратскому языку, но и обрасти различного рода знакомствами».
Абылай хан смог стать объединителем степной аристократии и народа благодаря очень важному таланту собирать вокруг себя достойных представителей земли казахской. Как сообщает Сабит Муканов, его советниками были знаменитые бии того времени – Толе би из Старшего жуза, Казыбек би – из Среднего жуза, Айтеке би – из Младшего жуза, ясновидец Бухар жырау, который постоянно находился рядом с ним.
Бухар жырау в одном из своих стихотворений, посвященных подвигу Абылая и его батыров, называет имена его главных батыров, командовавших большими отрядами воинов: Кара керей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Шакшакулы Жанибек и другие.
Шокан Уалиханов в статье «Исторические предания о батырах XVIII века» в числе других упоминает имена: Канжигалы Жанатай, Басентиин Малайсары и Сырымбет, Уак Сары и Баян и другие.
А известный поэт и мыслитель Машхур Жусуп Купеев в своих рассказах называет батыров: Кекжал Барак, Шанышкылы Бердекожа, Балты Керей и других.
Установив связи с Цинской империей, Абылай не отказывался от признания российского протектората и заверял российские власти, что он, «как при вступлении в подданство о пребывании в верности обещал, так, доколе в нем душа будет, дотоле в том пребывать имеет».
О политике Абылая во взаимоотношениях с Россией и Китаем историк В. А. Моисеев писал: «...Абылай, понимая несоизмеримую мощь России или Китая с Казахским ханством, стремился поддерживать с обеими империями нормальные межгосударственные отношения, используя последние как козырь в борьбе со своими внутренними противниками, а также в войнах против Коканда и киргизских манапов».
Когда киргизские манапы напали на мирные казахские аулы, Абылай со своими воинами разбил их, но не стал разорять, а, наоборот, сам предложил мирные, добрососедские отношения братскому народу. Он не захватил их земли, а добился признания границ и возвращения взятых в плен людей, угнанного скота и заключил мир.
Связь времен
В октябре 2013 года в Кокшетау с размахом отметили 300-летний юбилей Абылая хана. К этому событию готовились несколько месяцев, и неудивительно, что праздничные мероприятия растянулись на два дня. Первый был больше официальный – конференции с участием ученых и историков, заседания, посвященные жизни и деятельности выдающейся личности. А второй день получился настоящим народным праздником.
Этно-аул вблизи Кокшетау поразил своим разнообразием. Здесь было установлено около сотни юрт, внутренне убранство которых воссоздавало атмосферу далеких исторических дней. Для гостей открывалась редкая возможность увидеть предметы быта кочевников, ювелирные изделия и произведения прикладного искусства. А за пределами юрт, несмотря на дождливую погоду, гуляла молодежь в национальных костюмах.
«У казахского народа, выдержавшего испытание временем, а ныне возрождающего свою государственность, богатый и сложный опыт общения и взаимодействия с соседними странами и народами. Расположенный в центре Евразийского материка, граничащий на севере с Россией, на востоке с Китаем и на юге с государствами Центральной Азии, Казахстан, волею судьбы заняв такое уникальное геополитическое положение, просто обречен осуществлять многополюсную внешнеполитическую ориентацию. И в этом смысле изучение и обобщение богатой и сложной истории эпохи Абылая имеет большое познавательное и прагматическое значение. – Такие слова профессора Кадыржана Кабиденулы Абуева хотелось бы привести в завершении рассказа о личности, повлиявшей на ход истории казахского народа. – Именно хан Абылай заложил основы дружественных отношений с Россией, установил базовые принципы дипломатических отношений с Китаем и государствами Центральной Азии».
Всего комментариев: 0 | |