Его “Скарабей” все также катит гигантский шар из резиновых покрышек. А игрок “Кокпар” по-прежнему висит в воздухе, мощный и динамичный. Самого же творца Молдакула Нарымбетова уже год нет с нами. Его ученики, последователи и соратники на днях съехались в Алматы, чтобы отдать дань его памяти, сказать много добрых и горьких слов.В Государственном музее искусств имени Кастеева проходит выставка, посвященная творчеству казахстанского художника Молдакула Нарымбетова.
Молдакул Нарымбетов всегда был полон оригинальных художественных мыслей и высоких устремлений. Благодаря ему искусство вырывалось сквозь стены душных выставочных залов на залитые солнцем улицы. Культура должна распространяться как вирус, считал художник. Самыми простыми способами. Людям только надо предоставить возможность соприкоснуться с творчеством.
И он давал эту возможность, устраивая настоящие художественные шоу для простых прохожих - случайных посетителей уличного фестиваля Artbat fest. Весь забрызганный краской, Молдагул невозмутимо рисовал свои масштабные картины прямо под обстрелом взглядов прохожих. И этим он, безусловно, становился ближе к народу, чем многие “народные” художники.
Аксакал в войлочной шапке, настоящий шаман от искусства, он тем не менее был в восторге от новых технологий и передовых идей.
“Мой “Скарабей” скатывает шар из старых резиновых покрышек, - рассказывал художник. - Сейчас актуальна проблема неиспользованных отходов, заполонивших планету. Созданные из мусора и хлама произведения содержат специальное экологическое послание для людей. Мусор нас окружает повсюду, его некуда девать, а мы берем его и используем для создания арт-объектов. Какая-никакая польза”.
Молдагул Нарымбетов два года подряд был хэдлайнером уличного фестиваля искусств Artbat fest. Первый фестиваль, по словам организаторов проекта, прошел целиком благодаря Нарымбетову. В основном были представлены его работы, своей неординарностью приковавшие внимание зрителей. Никто не оставался равнодушным к добродушно-монументальному искусству творца и к его высоким смелым идеям. Даже если просто подойдут сфотографироваться рядом со скульптурами, это уже приобщение к искусству, интерес, считал художник.
А на второй Artbat fest он уже привлек целую армию своих учеников и соратников. К сожалению, в третьем фестивале он уже не смог участвовать. Его сын сделал три работы по его эскизам, которые он создал накануне ухода.
Масштабная выставка в зале музея имени Кастеева представляет творческое наследие художника в нескольких аспектах. Конечно, это знаменитые скульптуры “каучукового аксакала” - величественные и суровые балбалы, припаркованный у дверей музея резиновый автомобиль, ожидающий своего хозяина, монументальный качающийся “Кокпар” и, конечно, вышеупомянутый “Скарабей”. На выставке также были представлены живописные работы художника - раздел, с которым зрители не так хорошо знакомы. Они относятся к раннему этапу творческой деятельности автора.
Организаторы выставки дополнили экспозицию фотографиями из архива художника и показом документального фильма о жизни и творчестве Молдакула Нарымбетова.
Зрителей в зал Нарымбетова проводил шумный перфоманс арт-группы “Кызыл трактор”, членом которой был сам художник.
Первый куратор арт-коллектива “Кызыл трактор” Ольга Зорина делится воспоминаниями о работе с художником:
- Один мой хороший иностранный друг, посетив мастерскую художника в Шымкенте, сделал вывод о том, что наконец-то понял, где находится сердце города. В Европе это сделать легче, потому что есть старинные замки, храмы, крепости и даже улочки, а в наших современных городах это мастерские художников, но не всех, а исключительно тех из них, чьи жизнь и искусство пропитаны любовью к своей стране.
Мне очень повезло, что свои первые профессиональные шаги я начала делать рядом с группой “Кызыл трактор” и ее харизматичным, добрым, талантливым и ярким лидером Молдакулом Нарымбетовым.
Тогда, в 1993 году, меня пригласили стать экскурсоводом первой открывшейся в городе галереи современного искусства “Трансавангард”, созданной художниками вышеназванной группы, только тогда их группа называлась так же, как и галерея. И чтобы понять, о чем рассказывать посетителям и что писать для читателей прессы (а надо было еще и пиарить наших художников), меня стали приглашать в художественные мастерские.
Самой особенной из них была мастерская Молдакула Нарымбетова, сплошь представляющая собой целое арт-пространство из дерева, войлока, кожи и масляных красок. Оно было заполнено объемными национальными инструментами, высокий потолок, как исполины, подпирали изящно вырезанные деревянные конструкции. Все тактильное, ощутимое, говорящее. И всюду присутствие мощного духа кочевника - умелого, смелого, сильного.
Мне сегодня настолько жаль, что разговоры за его теплым дастарханом не записывались на диктофон! Общение с такими людьми бесконечно упоительно, оно формирует мысли и направляет на саморазвитие. Писать и говорить о таких людях - истинное наслаждение.
Молдакул Нарымбетов и художники “Кызыл трактора” направили меня в такое жизненное русло, в водовороте которого интересно не только двигаться и расти. Так что выражаю огромный “Рахмет!” своим учителям и желаю всех благ тем, кто способен помнить о таких могущественных мастерах, как Молдакул.
Художница Сауле Сулейменова тепло вспоминает о Мастере:
- Молдакул-ага был очень добрым и светлым человеком, без присущего многим творцам скепсиса. Он восхищался молодыми с их прогрессивным взглядом.
У нас с ним не было опыта совместной работы, но мы делали что-то параллельно. К примеру, по чистой случайности к живописи на фотографии мы пришли одновременно. И я даже, помнится, подсказывала ему, где можно печатать эти фотографические “холсты” в хорошем качестве.
Стало очень пусто, когда Молдакул-ага ушел.
Так получилось, что сначала ушел Сыдыханов. Мы с мужем, художником Куанышем Базаргалиевым, были дружны с ним и к Молдакулу частенько заходили. Их мастерские находились рядом. Теперь они опустели...
Стало пусто и страшно. К тому же такая ответственность навалилась. С уходом взрослых начинаешь понимать, что игра в детство закончилась и теперь нужно нам держать ответ. Эти мастера высоко подняли планку.
Справка “НП”
Молдакул Султанович Нарымбетов (1948 - 2012) - энергичный, жизнерадостный, самобытный человек, полный творческих идей, ушел из жизни 13 февраля 2012 года в возрасте 64 лет, оставив большое количество нереализованных интересных и значимых проектов для сферы современного искусства Казахстана.
Молдакул Нарымбетов был одним из лидеров группы “Кызыл трактор”, образованной в Чимкенте в 1990 году (до 1995 года она называлась “Трансавангард”).
С 1977 года он принял участие в более чем сорока международных выставках. Активно работал с Маратом Гельманом. Открыл школу современного искусства.
В октябре 2011 года в Перми были установлены арт-объекты Молдакула Нарымбетова “Скарабей” и “Черный ангел”, изготовленные из более тысячи старых автомобильных покрышек.
Всего комментариев: 0 | |