Автозаправщики Южного Казахстана просят вернуть государственное регулирование цен на бензин
Катастрофическая ситуация, сложившаяся в ЮКО, может привести к разорению порядка 300 средних и мелких торговцев ГСМ. Причиной тому — отпуск правительством цен на самые популярные марки бензина. Об этом заявил председатель Ассоциации «Жанар-Жагармай» по ЮКО Кайыпбек Камбаров на совещании с руководителями местных АЗС. Он считает, что, если не вернуть госконтроль цен на нефтепродукты, то крупные игроки топливного рынка попросту проглотят своих средних и мелких «сотоварищей».
Кстати, обратный процесс не заставил себя долго ждать — в ЮКО на сегодня закрылся каждый пятый субъект предпринимательства, занятый реализацией ГСМ. На совещание специально пригласили заместителя акима области, поскольку и от него ждали содействия на местном уровне.
«Пока полностью не будет обеспечена потребность в нефтепродуктах по стране, отпускать цены на них, особенно дизтопливо и бензин АИ-92, который признан поистине «народным», было преждевременно. Регулирование цен на нефтепродукты необходимо, поскольку наша страна импортозависима, и около 30 % нефтепродуктов завозится извне», — отметил К. Камбаров.
Как известно, при госрегулировании нефтепродукты поставлялись в регионы через операторов согласно выделенным Министерством энергетики РК объемам. Часть объемов передавалась крупным компаниям, так называемым ресурсодержателям, которые потом сбрасывали нефтепродукты в свободную продажу. У Минэнерго имелся четкий график поставок, пошаговый контроль реализации ГСМ до последнего получателя всей этой цепочки. После отмены госрегулирования канули в Лету прозрачность, доступность, учет и отчетность, контроль и мониторинг цен местными исполнительными органами за поставкой нефтепродуктов в каждый район, село и до каждой АЗС. Как следствие — цена на нефтепродукты поползла вверх и стала намного выше той, что было установлено Министерством на выделяемые им нефтепродукты.
«Мы хотим, чтоб было жесткое распределение через акиматы, поскольку сейчас нет прозрачности, нет гласности, кому сколько выделено», — сокрушался председатель ассоциации.
Ежегодно сокращается и выделенное операторам количество нефтепродуктов и увеличиваются объемы для таких крупных доминантов, как SinоОil, Гелиос, Казмунайгаз, которые потом отправляют их в свободную продажу. За два года этот объем увеличился с 13 процентов до 47. Именно из-за этого более 300-х автозаправочных станций вынуждены приобретать нефтепродукты по высокой оптовой цене. В связи с отпуском цен на нефтепродукты, на сегодняшний день ресурсодержатели реализуют оптом нефтепродукты субъектам среднего и малого предпринимательства по цене чуть ниже розничной цены нефтепродуктов, реализуемых с их АЗС. К примеру, если бензин АИ-92 в свободной продаже стоит 135 тенге, то оптовая реализация этого бензина осуществляется по цене 132-133 тенге.
Сегодня регулируются цены только на бензин АИ-80, объем отпуска которого в ЮКО составляет 3-4 тыс.тонны в месяц, тогда как потребность в нем — 15 тыс.тонн в месяц.
«Все это приводит к тому, что субъекты среднего и малого предпринимательства становятся неконкурентоспособными, поскольку они вынуждены продавать приобретенные им нефтепродукты по более высокой цене (с надбавкой в 7-8 тенге для покрытия своих расходов и получения хоть какого-то дохода). Они не выдерживают и погибают в этой недобросовестной конкуренции».
По словам председателя ассоциации, сегодня наблюдаются случаи поступления на АЗС плохого по качеству бензина, не исключено, что это тот же 80-й, который просто вручную превращают в 92-й. Для чего это делается? Просто чтобы выжить на топливном рынке.
Затронули участники совещания и проблему отсутствия информации о переработке нефти и, самое главное, о реализации нефтепродуктов Шымкентского нефтеперерабатывающего завода (ПКОП).
«Неизвестно, сколько продукции перерабатывают местные НПЗ и куда идет переработанная нефть. Нет прозрачности. И это также влияет на рост цен на бензин. Во время ремонта ПКОП операторы были вынуждены приобретать нефтепродукты Павлодарского нефтеперерабатывающего завода. Однако завод, находясь на ремонте, все же реализовывал нефтепродукты, причем непрерывно и по высокой цене (!)
Главный итог совещания: пока все три НПЗ не будут обеспечивать потребности страны, Министерству энергетики необходимо продолжить политику поставки в регионы нефтепродуктов по графику распределения, с участием операторов и реализации объемов до каждой сельской АЗС. Необходим мониторинг цен через акиматы регионов, контроль над ценообразованием, изменение процентного соотношения выделяемых нефтепродуктов в интересах субъектов среднего и малого предпринимательства, занятых на данном рынке.
«Просим оказать содействие со стороны НПП «Атамекен», поскольку от этого зависит социальная стабильность и успешное развитие экономики Южно-Казахстанской области», — такую петицию подписали все участники совещания.
А что же местная власть? Заместитель акима области Бауржан Джамалов выступил на стороне предпринимателей:
«Отмена госрегулирования — это, безусловно, политическое решение нашего правительства по укрупнению бизнеса на топливном рынке страны. И изменить его, хоть и введен он в экспериментальном режиме, сложно. Но в любом случае, вам самим нужно все обосновать и бить по больному месту уверенными статданными: сколько налоговых поступлений потеряет регион, если вдруг лишится малого и среднего бизнеса на рынке нефтепродуктов? Сколько не досчитается рабочих мест и социальных отчислений? Сможете отбиться и доказать, что лучше вернуть госрегулирование, эксперимент отменят», — резюмировал он.
Напоминаем, что у нас на портале, есть форум, где обсуждаются самые актуальные темы в Шымкенте. Такие, как туризм, застройка города, искусство в Шымкенте и прочее. Нажмите, чтобы перейти на форум.
Напоминаем, что у нас на портале, есть раздел с видео-файлами, посвященными Шымкенту. Такими, как видео новости, ДТП в Шымкенте, юмор от Шымкентцев и прочее. Нажмите, чтобы перейти на сайт.
Всего комментариев: 0 | |
Анонсы и Приглашения [6] | "Скоро" в Шымкенте [234] |
Наши достижения [293] | Общество [1506] |
Погода [46] | Интервью [9] |
Культура, искусство и спорт [288] | Медицина и образование [141] |
Общественный транспорт [41] | Бизнес и предпринимательство [47] |
На дороге (автомобили, дтп и т.д.) [225] | Происшествия [175] |
Экономика [18] | Политика [39] |
Криминал [241] | В Казахстане [7] |
В России [1] | В Мире [7] |
Это нужно исправить [15] | Новости из прошлого [5] |
Путеводитель [1] | История Шымкента [4] |