Дядя Сережа. Самый знаменитый ГАИшник Чимкента..
Герой войны
К началу войны Саидакбару Сатыбалдиеву было 23 года. Он прошел фронтовыми дорогами от начала до конца в составе 311 стрелковой Краснознаменной дивизии. Сражался на Калининградском, Волховском, Белорусском фронтах. Не раз был ранен, но после госпиталя вновь рвался на фронт.
Ратный подвиг С. Сатыбалдиева отмечен четырьмя орденами: орденом Славы III степени, двумя орденами Отечественной войны первой степени, орденом Красного Знамени и большим числом медалей. Всего наградных знаков на его военном мундире насчитывалось 33.
Перекресток
В органах внутренних дел Южно-Казахстанской области С. Сатыбалдиев начал работать с марта 1949 года, с 1957 года – служил в отдельном взводе регулирования уличного движения.
Всегда подтянутый, в до блеска начищенных сапогах виртуоз-регулировщик вскоре стал достопримечательностью города. На его артистические манипуляции с жезлом сбегались полюбоваться вся окрестная детвора. Восхищались профессионализмом регулировщика не только прохожие, сторонние зеваки, но и «виновники» происходящего – водители автобусов и троллейбусов, легковых и грузовых автомашин, профессионалы и просто автолюбители.
Дядю Сережу, показывали в одном из первых видео о Чимкенте
Бессеребренник
На митинге в честь открытия памятника дяде Сереже знающие его аксакалы вспоминали, что он принципиально не занимался поборами. У него не было не то что хватательного рефлекса, он начисто был лишен предвзятости, во главе угла стояла справедливость. Виноват, нарушил правила движения – наказать, всем остальным – счастливого пути.
Старшая его дочь Матлюба рассказала об одном характерном эпизоде, свидетельницей которого оказалась:
- Папа очень переживал за одного водителя-нарушителя, у которого пару дней назад он забрал права. Порядок был таков: если водитель не оплачивал штраф, то спустя определенное время надо было сдавать права нарушителя в управление ГАИ. А это новая пересдача экзаменов и т.д. Словом, дополнительная, к тому же затратная канитель. К счастью, рано утром является тот самый водитель и протягивает отцу сильно смятую трешку. Отец его спрашивает:
- Где взял деньги?
- У друга занял.
- Верни ему деньги, права забирай, но с ближайшей своей получки заплатишь штраф.
В снегопад он мог уйти на работу в 4 часа утра, зайти по пути в дорожно-эксплуатационный участок. Заказать, а лучше вместе с водителями доставить к своему перекрестку машину песка и обсыпать им, если надо, вручную все прилегающие участки: так безопаснее в гололед и машинам, и пешеходам.
Лучший по профессии. Отказался переезжать в москву из Чимкента.
На Всесоюзном конкурсе регулировщиков, проходившем в первой половине 60-х годов в Москве, С. Сатыбалдиев по сумме набранных очков занял первое место, но, будучи по натуре джентельменом, уступил его своей коллеге – женщине, приехавшей с Украины. Победа в этом конкурсе была настолько весомой, что в подарок он получил новенький «Москвич» и …приглашение работать в Москве с предоставлением двухкомнатной квартиры.
Но перспектива столичной жизни совсем не устраивала его жену Турсынай. И ее можно было понять. В семье Сатыбалдиевых пятеро детей, работал только отец, зарплаты которого, конечно же, не хватало на растущие запросы домочадцев. Выручало выращивание картофеля на своей делянке. Это было главным подспорьем в семейном бюджете, плюс содержание домашней скотины. По этим прозаическим причинам переезд в Москву был исключен.
«Дядю Сережу не трогать!»
Не зря говорят: зло порождает зло, а добрый поступок отзовется добром…Июнь 1967 года. В Чимкенте начались волнения водителей. Толчком к событиям послужил факт жестокого избиения милиционерами одного из водителей, попавшего в вытрезвитель. Побои были настолько сильными, что человек скончался. В автопарк, где он работал, пришла его жена с двумя детьми и сообщила о случившемся. Ошеломленные известием, его товарищи сели в автобус и поехали на разборку с обидчиками. К ним присоединились и водители таксомоторного парка. Начались погромы работников милиции. Были подожжены здания гормилиции и областного управления внутренних дел. Очевидцы вспоминают, что находиться в те дни в милицейской форме было очень опасно…
Но в самый разгар бунта на центральном перекрестке проспекта Коммунистического и улицы Советской продолжал стоять и регулировать прекратившееся движение чимкентский постовой Саидакбар Сатыбалдиев. В этот день его, стоящего, как обычно, на своем посту, не раз предупреждали сами водители и таксисты: "Началась заваруха, тебе лучше уйти". Но он оставался дежурить в самом центре города. По городу прошел клич: «Дядю Сережу не трожьте!». И хотя он находился в считанных метрах от центра бунта, никто из бунтовщиков и не подумал обижать чимкентского регулировщика, который "стоит не взятки брать, но движение разводить". Об этом эпизоде в своей книге «Омір белестері» вспоминает генерал Кулахмет Халменов.
Коллеги
О дяде Сереже осталось столько добрых, красивых воспоминаний, что многие из них сегодня больше похожи на легенды, другие – на байки.
Говорят, что однажды, когда он ехал по Москве в такси, на одном из центральных перекрестков сложилась серьезная автодорожная «пробка» - молоденький регулировщик не смог справиться с огромным потоком машин. Старшина милиции Сатыбалдиев вышел из такси, подошел к своему незадачливому коллеге и, представившись, предложил помочь. В результате в течение нескольких минут пробка «рассосалась», а столичные водители получили нечаянную возможность полюбоваться показательным выступлением – виртуозной работой нашего земляка-регулировщика дяди Сережи.
Последний пост
На пенсию С. Сатыбалдиев ушел в 63 года, оставаясь активным и целеустремленным человеком. А в 1995 году его не стало.
Памятники обычно ставят тем, кто остался в благодарной памяти народа. В Шымкенте 25 июля 2004 года был открыт памятник человеку, который в народной памяти более известен под именем «регулировщик дядя Сережа» - старшине милиции Саидакбару Сатыбалдиеву. С этого дня дядя Сережа заступил на свой последний, вечный пост, являя собой пример честного самоотверженного служения делу.
И. Лукьянина. Пресс-служба Комитета дорожной полиции МВД РК
Стихотворение (1967 год, Сергей Полтораков)
Все мы помним стих, про дядю Стёпу,
В городе у нас такой же, жил.
Только называли дядь Серёжей,
Небольшой, усатый гражданин.
Не было в то время светофоров,
Он в погонах разводил мосты.
И никто – не взрослый, не ребёнок,
Могут только вспомнить,- дядь прости.
Никогда зазряхой, не обидит,
Пожурит так нехотя – любя,
Он гаишник, но в ГАИ от Бога,
Настоящий,- добрая душа.
Мы детьми подолгу замирали,
Как он крутит палочкой своей.
И ему улыбки даровали,
Не было в милиции добрей.
Все мы жили дружно, хоть и бедно,
Но случилось,- шестьдесят седьмой.
В РОВД водителя убили,
Город встал,– нарушился покой.
Двое суток город был без власти,
Кто успел, в погонах - убежал…
И всё дальше разгорались страсти,
Но войска ввели. Я всё сказал.
Дядь Серёжа был один в погонах,
Не боялся, уважали,- знал.
Сколько люду пало в перезвонах,
Лишь теперь об этом рассказал.
Песня и видео
Жители города о самом известном ГАИшнике Чимкента
Всего комментариев: 0 | |
Анонсы и Приглашения [6] | "Скоро" в Шымкенте [234] |
Наши достижения [293] | Общество [1506] |
Погода [46] | Интервью [9] |
Культура, искусство и спорт [288] | Медицина и образование [141] |
Общественный транспорт [41] | Бизнес и предпринимательство [47] |
На дороге (автомобили, дтп и т.д.) [225] | Происшествия [175] |
Экономика [18] | Политика [39] |
Криминал [241] | В Казахстане [7] |
В России [1] | В Мире [7] |
Это нужно исправить [15] | Новости из прошлого [5] |
Путеводитель [1] | История Шымкента [4] |