Дорога будет
И пока — бесплатная. Как заверили нас в компетентных организациях, для установления платного режима на автотрассе Западная Европа-Западный Китай, о котором столько говорили, нужно пройти еще долгий путь. Что может только порадовать. Для начала нужно полностью завершить строительство и испытания всей автотрассы.
Движение по автодороге Шымкент-Ташкент будет открыто к Новому году. Правда, только временно, по одной полосе и со множеством скоростных ограничений. Но все же время в пути будет значительно сокращено. Директор компании «Аккорд» Д. Гараев ход работ на участке перевала Казыгурт проверяет ежедневно.
«Нам осталось уложить бетон, - рассказывает Д. Гараев, - на двух участках в 700 и 300 метров на перевале до стыковки с участком компании «Синохайдро», ведущей строительство южнее нас. Работы задерживает только погода. Осень, как отмечают местные жители, была необычайно дождливая. Ловим каждый солнечный день и стараемся максимально использовать благоприятное для укладки бетона время. В любом случае к 1 января откроем движение по одной полосе от Шымкента до Казыгурта».
Завершение строительства автодороги на этом участке планируется в 2016 году.
«Это срок сдачи в эксплуатацию всех участков транзитного коридора Западная Европа-Западный Китай на территории ЮКО, - поясняет директор РГУ «Онтустик жол лаборатория» М. Ахметов. - Тоннель на границе с Жамбылской областью будет построен до конца первого полугодия 2016 года. Там работы задерживают подпочвенные воды и рыхлые грунты. Задействована дополнительная бетоноукладочная техника. Есть проблемы с поведением бетона в нашем климате. Температурные швы на расширение между плитами, рекомендованные проектировщиками, оказались недостаточными. На нескольких участках в Туркестанском и Тюлькубасском районах произошла деформация дорожного полотна. Сейчас работаем над ошибками.
Участок Туркестан-Шымкент принят в эксплуатацию с испытательным сроком. Остальные находятся в стадии строительства. Мы стараемся использовать по максимуму возможности тестовой эксплуатации дороги. Два года она находится под совместным контролем заказчика и строителей. Мы следим за поведением дорожного полотна. Подрядчики устраняют все выявленные в ходе эксплуатации недостатки. Подчеркну, что различные дефекты, которые обнаруживаются в ходе эксплуатации,- это не результат чьего-то злого умысла или недобросовестности. Контроль за ходом работ на стадии строительства очень жесткий. Это нормальное явление, когда под рабочей нагрузкой проявляются какие-то дефекты. Полученный опыт учитывается в дальнейшем строительстве».
Нестандартное поведение бетона в нашем климате уже учтено. Благодаря специальным добавкам теперь он будет адекватно реагировать на температурные перепады.
«В бетонную смесь, - рассказал Д. Газаев, - добавляется определенный процент воздуха. Это придает ему необходимые в условиях резких изменений температур свойства. Кроме того, на нашем участке, с учетом повышенного грузопотока, увеличена толщина полотна».
За перевалом Казыгурт работы ведет компания «Синохайдро». Китайские коллеги за годы работы в Казахстане стали давно своими. Тем более что 99,9 % из четырехсот с лишним сотрудников компании - местные жители. Китайцы - только несколько инженеров, переводчики и, это святое, повар. К нашей мясной кухне жители Поднебесной адаптироваться так и не смогли. К огромной радости всех гостей полевого лагеря компании: это вам не китайский ресторан, здесь готовят для себя! Постоянно находящийся на строительных площадках своего участка руководитель проекта Ван Хуай не расстается с планшетником — отслеживает прогноз погоды. От нее, к сожалению, в дорожном строительстве по-прежнему зависит многое.
«Это третий участок транспортного коридора, который строит наша компания, - говорит Ван Хуай. - Надеемся, что не последний. У вас предстоит большое дорожное строительство, и мы готовы в нем участвовать. Мы - это и специалисты из КНР, и местные, получившие опыт строительства бетонных автомагистралей специалисты. Работать, конечно, не просто, но очень интересно. Новая дорога требует много новых, неординарных инженерных и организационных решений. Что касается сроков, то свой участок до Казыгурта мы планируем сдать к Дню независимости Казахстана. Думаю, так будет правильно!»
Проект участка Шымкент-Ташкент, как и вся автотрасса, постоянно уточняется и дорабатывается. Что тоже сказывается, хотя и не критично, на сроках. Добавляются новые детали, иногда очень существенные. Инженер по надзору за строительством С. Ирманов проделал огромную работу по уточнению первоначального проекта.
«Проект делался пять лет назад, - поясняет он, - многое за это время изменилось. Целые поселки вдоль линии трассы выросли. Где-то требуются новые скотопрогоны, где-то пешеходные переходы, где-то перенос подземных коммуникаций. Надо сразу строить так, чтобы через пару лет не пришлось переделывать. И по социальной составляющей, и по технической части. Опыт первых зим показал, что на бетоне дольше, чем на асфальте, сохраняется ледяная пленка. Мы совместно с учеными подготовили предложения, как решить эту проблему. Говоря простым языком, предлагаем подкрашивать бетон специальным темным пигментом. Для удобства и безопасности жителей в селах, находящихся на линии автотрассы, решено установить дорожное освещение. В рабочем порядке решается еще масса вопросов. Главное, что есть полное взаимопонимание с местными властями, общественностью, подрядными и финансовыми организациями».
Доводка автотрассы до проектных кондиций будет вестись весь 2016 год. Для жителей поселка Шубарсу построят надземный пешеходный переход вместо действующих сейчас «зебр», а в Шарапхане проложат подземный - к школе. Оборудуют подъезды к объектам придорожного сервиса. А после завершения испытаний и окончательной приемки дороги приступят к высадке вдоль нее зеленых полос.
И. Лунин
Фото автора
Напоминаем, что у нас на портале, есть более 350 фотографий Шымкента, за последние 100 лет. Нажмите, чтобы увидеть эти фотографии.
Всего комментариев: 0 | |
Анонсы и Приглашения [6] | "Скоро" в Шымкенте [234] |
Наши достижения [293] | Общество [1506] |
Погода [46] | Интервью [9] |
Культура, искусство и спорт [288] | Медицина и образование [141] |
Общественный транспорт [41] | Бизнес и предпринимательство [47] |
На дороге (автомобили, дтп и т.д.) [225] | Происшествия [175] |
Экономика [18] | Политика [39] |
Криминал [241] | В Казахстане [7] |
В России [1] | В Мире [7] |
Это нужно исправить [15] | Новости из прошлого [5] |
Путеводитель [1] | История Шымкента [4] |