«Кызыл трактор» группа современых художников Шымкента, известных на весь мир
Когда гости из других городов и стран приезжают в Шымкент, и спрашивают, что в нем есть любопытного, сразу вспоминается «Кызыл трактор» – знаменитая арт-группа современных художников, не перестающая удивлять мир своим нетривиальным подходом к воплощению творческих идей в социальном контексте. И когда в очередной раз где-нибудь в Венеции проходит биеннале современного искусства, можно с точностью сказать, чьи знаковые работы заполнят самое внушительное пространство Центрально-азиатского павильона.
Можно было бы начать эту публикацию с момента официального появления группы, носившей прежде название «Трансавангард». Это был 1990 год, когда на базе одного из самых продвинутых учебных заведений страны – Шымкентского художественного училища имени А. Кастеева (ныне – Южно-Казахстанский колледж искусств и дизайна им. А. Кастеева) – из могучей кучки практикующих преподавателей-реформаторов и самых креативных студентов была создана известная ныне группа. В ее составе были: недавно ушедший из жизни легендарный Молдакул Нарымбетов – звезда и харизма группы, знаменитые художники Юрий Евсеев (сейчас живет в России), Измаил Арсланов (сейчас в Израиле), Равиль Абдулов, первый куратор группы Вадим Коростелев (в Москве), Игорь Евсеев (ему – светлая память), Асхат Ахмедьяров (Астана). И еще с самого начала по настоящий день в постоянном составе группы – Смаил Баялиев, Саид Атабеков, Арыстанбек Шалбаев и Виталий Арсентьевич Симаков, основатель казахстанской школы современного искусства «Структурная школа СИ», идейный вдохновитель и бессменный гуру «Кызыл трактора». Нередко к группе присоединяются алматинские художники, участвуя вместе с «КТ» в перфомансах и выставках.
Еще раз, погружаясь в историю появления кызыл трактористов, можно было бы поразмышлять о времени, когда в одночасье рухнули все советские стереотипы и открылись возможности для альтернативного и свободного искусства. Но прошло более 20 лет, и контемпорари -арт уже никого не удивляет, а «Кызыл трактор» при этом продолжает оставаться актуальным и даже мистическим.
Можно было бы напомнить и о том (для тех, кто не знает), что свое название «Кызыл трактор» взял «в честь» того самого красного трактора, который стоит на постаменте у Южно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. Тогда в начале 90-х годов здесь базировалась первая (и последняя, увы!) в городе галерея современного искусства, основанная этой группой. Кызыл трактористы в те годы даже провели перфоманс под названием «Мумификация», символически загипсовав и забинтовав на века этот красный трактор, как мощную и правильную модель инженерной мысли и технического прогресса начала 20 века, «как правильное и совершенное композиционное решение», по словам Виталия Симакова.
Сегодня в портфолио «Кызыл трактора» десятки международных выставок, биеннале, квадриналле, проводимых в странах Европы и в Америке. Если вы посмотрите на списки участников самых известных международных выставок современного искусства, в них постоянно будет представлен Казахстан если не всем составом «Кызыл трактора», то его главными представителями точно. И в каких бы павильонах мира ни проходило действо, наши всегда займут в нем центральное пространство или всю территорию у входа. А вокруг своих инсталляций разместят привезенные с собой курпеше и войлок, на которых потом начинается самостоятельное движение, потому что художники из других стран приходят сюда отдохнуть и пообщаться. Тут же готовится плов или бешбармак, и все это превращается в акт гостеприимства, что придает выставкам живое дыхание и дух свободных кочевников, обволакивает пространство павильона своим осязаемым и теплым присутствием.
Но первый «взрыв мозга» общественности был произведен в Алматы в 1997 году на выставке «Зона искусства». Тогда художников в их шаманских одеяниях и костюмах дервишей вообще не пустили в чистые залы теперь уже продвинутого в современном плане государственного музея А. Кастеева. И наши ребята тогда устроили перфоманс с бубнами и барабанами прямо на улице, ограничив свою зону искусства огромной территорией перед входом в музей. И первые казахстанские кураторы тут же оценили весь масштаб и потенциал «трактористов». Позже, однако, мнения искусствоведов по поводу отношения к группе разделялись, художников даже пытались оскорбить, называя их «казахскими матрешками». Но это происходило лишь в мимолетный временной промежуток и исключительно в силу того, что появилась серьезная конкуренция и зависть собратьев по цеху по отношению к нашумевшей в стране и за рубежом шымкентской группе. Сегодня, кстати, алматинские кураторы и журналисты, наоборот, стараются не упускать из виду творчество «Кызыл трактора», считая, что ребята из Шымкента лучшая из достопримечательностей контемпорари-арт Алматы. Впрочем, у них есть на это основания, потому что «Кызыл трактор» давно получил свою прописку на всех алматинских арт-площадках.
О том, какую основную мысль или концепцию несут проекты группы, лучше всего расскажут сами участники международных выставок. К примеру, вот что думает Виталий Симаков о совсем недавнем проекте Смаила Баялиева «Табун», нашумевшем на Седьмой Ташкентской Международной биеннале современного искусства «Different cultures – one world»:
– Смаил любит делать объемные пространственные формы, и использовать для этого кошму – теплую, как кожа лошади. У этого материала уникальная необычная фактура. Когда Смаил и Саид Атабеков ставили в Астане инсталляцию из войлока, то произвели большое впечатление, потому что данная фактура очень контрастирует с окружающей нас средой – камнем, глянцевыми поверхностями, никелированными вещами, блестящими автомобилями. Эта войлочная теплота возвращает нас в то первобытное состояние, к тем временам, когда просыпается в нас дух степи.
И такие арт-объекты надо создавать, чтобы не потерять свое лицо, чтобы техническая цивилизация не поглотила нас до конца. В этом плане у Смаила очень удачный проект с лошадиными головами, и когда я смотрю на них, у меня ассоциация, будто рядом пробегает табун лошадей со своими криками и ржанием, какие свойственны только лошадям. И внутри все вздрагивает, и комплексы исчезают, душа раскрывается и наполняется энергией.
Я знаю, когда Смаил создает свои необычные скульптуры, его душа и поет, и старается, и радуется, и стонет... и все это вместе сливается. Он сам вырос в ауле, и сейчас часто выезжает туда, он этими эмоциями живет, и они передаются через его работы. И кураторы, как правило, чувствуют таких художников и находят для них возможность дальше развиваться.
Буквально на днях Смаил Баялиев в тандеме с Саидом Атабековым и его масштабными фотообъектами показал свой «Табун» шымкентцам и гостям города у стен одного из торговых центров. Презентация арт-проекта была приурочена ко Дню города и впервые организована местным акиматом.
Народ интересовался, подходил, прикасался к войлоку, заныривал внутрь объектов, фотографировался на фоне пространственных и необычных работ, удивлялся – в общем, не оставался равнодушным. Именно этот интерактив и привлекает, в первую очередь, организаторов и кураторов международных выставок, и объясняет их интерес к искусству группы.
Роза Абенова, куратор выставок и директор галереи «Ару-Арт» в Астане:
– Кураторы должны вносить свежую струю в пространство искусства, и «Кызыл трактор» – это как раз тот случай, когда художники из Казахстана создают такие объемные и внушительные проекты из традиционных материалов кочевого быта. В основном, все делают небольшие работы в обычном варианте – из глины, бронзы и так далее. Конечно же, наши художники имеют и много затрат на такие объекты, но в то же время и эффект очень сильный. У нас есть идеи показать проекты «Кызыл трактора» в Санкт-Петербурге, в Лондоне и в других городах мира, но во многом это будет зависеть от организаторов и кураторов международных выставок, спонсоров и чиновников на местах, на помощь которых мы тоже очень сильно надеемся.
Заявляя сегодня об имидже Казахстана, мы все должны понимать, что люди культуры и их творчество есть главная основа для достойной презентации нашей страны миру. «Кызыл трактор» давно повествует о том, что здесь живут интересные умные люди, умеющие тонко чувствовать современные веяния и в то же время сохранять сильный дух и вековые традиции.
Напоминаем, что у нас на портале, есть афиша культурных мероприятий Шымкента. Таких, как театральные премьеры, художественные выставки и прочее. Нажмите, чтобы перейти на сайт.
Всего комментариев: 0 | |
Анонсы и Приглашения [6] | "Скоро" в Шымкенте [234] |
Наши достижения [293] | Общество [1506] |
Погода [46] | Интервью [9] |
Культура, искусство и спорт [288] | Медицина и образование [141] |
Общественный транспорт [41] | Бизнес и предпринимательство [47] |
На дороге (автомобили, дтп и т.д.) [225] | Происшествия [175] |
Экономика [18] | Политика [39] |
Криминал [241] | В Казахстане [7] |
В России [1] | В Мире [7] |
Это нужно исправить [15] | Новости из прошлого [5] |
Путеводитель [1] | История Шымкента [4] |