«Кызыл трактор» группа современых художников Шымкента, известных на ве...
0
«Кызыл трактор» группа современых художников Шымкента, известных на весь мир
«Кызыл трактор» группа современых художников Шымкента, известных на весь мир
«Кызыл трактор» группа современых художников Шымкента, известных на весь мир
«Кызыл трактор» группа современых художников Шымкента, известных на весь мир
«Кызыл трактор» группа современых художников Шымкента, известных на весь мир
«Кызыл трактор» группа современых художников Шымкента, известных на весь мир
«Кызыл трактор» группа современых художников Шымкента, известных на весь мир
«Кызыл трактор» группа современых художников Шымкента, известных на весь мир
«Кызыл трактор» группа современых художников Шымкента, известных на весь мир
 Источник информации:  Unique Kazakhstan

«Кызыл трактор» группа современых художников Шымкента, известных на весь мир

Когда гости из других городов и стран приезжают в Шымкент, и спрашивают, что в нем есть любопытного, сразу вспоминается «Кызыл трактор» – знаменитая арт-группа современных художников, не перестающая удивлять мир своим нетривиальным подходом к воплощению творческих идей в социальном контексте. И когда в очередной раз где-нибудь в Венеции проходит биеннале современного искусства, можно с точностью сказать, чьи знаковые работы заполнят самое внушительное пространство Центрально-азиатского павильона.


Можно было бы начать эту публикацию с момента официального появления группы, носившей прежде название «Трансавангард». Это был 1990 год, когда на базе одного из самых продвинутых учебных заведений страны – Шымкентского художественного училища имени А. Кастеева (ныне – Южно-Казахстанский колледж искусств и дизайна им. А. Кастеева) – из могучей кучки практикующих преподавателей-реформаторов и самых креативных студентов была создана известная ныне группа. В ее составе были: недавно ушедший из жизни легендарный Молдакул Нарымбетов – звезда и харизма группы, знаменитые художники Юрий Евсеев (сейчас живет в России), Измаил Арсланов (сейчас в Израиле), Равиль Абдулов, первый куратор группы Вадим Коростелев (в Москве), Игорь Евсеев (ему – светлая память), Асхат Ахмедьяров (Астана). И еще с самого начала по настоящий день в постоянном составе группы – Смаил Баялиев, Саид Атабеков, Арыстанбек Шалбаев и Виталий Арсентьевич Симаков, основатель казахстанской школы современного искусства «Структурная школа СИ», идейный вдохновитель и бессменный гуру «Кызыл трактора». Нередко к группе присоединяются алматинские художники, участвуя вместе с «КТ» в перфомансах и выставках.

Еще раз, погружаясь в историю появления кызыл трактористов, можно было бы поразмышлять о времени, когда в одночасье рухнули все советские стереотипы и открылись возможности для альтернативного и свободного искусства. Но прошло более 20 лет, и контемпорари -арт уже никого не удивляет, а «Кызыл трактор» при этом продолжает оставаться актуальным и даже мистическим.

Можно было бы напомнить и о том (для тех, кто не знает), что свое название «Кызыл трактор» взял «в честь» того самого красного трактора, который стоит на постаменте у Южно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. Тогда в начале 90-х годов здесь базировалась первая (и последняя, увы!) в городе галерея современного искусства, основанная этой группой. Кызыл трактористы в те годы даже провели перфоманс под названием «Мумификация», символически загипсовав и забинтовав на века этот красный трактор, как мощную и правильную модель инженерной мысли и технического прогресса начала 20 века, «как правильное и совершенное композиционное решение», по словам Виталия Симакова.

Сегодня в портфолио «Кызыл трактора» десятки международных выставок, биеннале, квадриналле, проводимых в странах Европы и в Америке. Если вы посмотрите на списки участников самых известных международных выставок современного искусства, в них постоянно будет представлен Казахстан если не всем составом «Кызыл трактора», то его главными представителями точно. И в каких бы павильонах мира ни проходило действо, наши всегда займут в нем центральное пространство или всю территорию у входа. А вокруг своих инсталляций разместят привезенные с собой курпеше и войлок, на которых потом начинается самостоятельное движение, потому что художники из других стран приходят сюда отдохнуть и пообщаться. Тут же готовится плов или бешбармак, и все это превращается в акт гостеприимства, что придает выставкам живое дыхание и дух свободных кочевников, обволакивает пространство павильона своим осязаемым и теплым присутствием.

Но первый «взрыв мозга» общественности был произведен в Алматы в 1997 году на выставке «Зона искусства». Тогда художников в их шаманских одеяниях и костюмах дервишей вообще не пустили в чистые залы теперь уже продвинутого в современном плане государственного музея А. Кастеева. И наши ребята тогда устроили перфоманс с бубнами и барабанами прямо на улице, ограничив свою зону искусства огромной территорией перед входом в музей. И первые казахстанские кураторы тут же оценили весь масштаб и потенциал «трактористов». Позже, однако, мнения искусствоведов по поводу отношения к группе разделялись, художников даже пытались оскорбить, называя их «казахскими матрешками». Но это происходило лишь в мимолетный временной промежуток и исключительно в силу того, что появилась серьезная конкуренция и зависть собратьев по цеху по отношению к нашумевшей в стране и за рубежом шымкентской группе. Сегодня, кстати, алматинские кураторы и журналисты, наоборот, стараются не упускать из виду творчество «Кызыл трактора», считая, что ребята из Шымкента лучшая из достопримечательностей контемпорари-арт Алматы. Впрочем, у них есть на это основания, потому что «Кызыл трактор» давно получил свою прописку на всех алматинских арт-площадках.

О том, какую основную мысль или концепцию несут проекты группы, лучше всего расскажут сами участники международных выставок. К примеру, вот что думает Виталий Симаков о совсем недавнем проекте Смаила Баялиева «Табун», нашумевшем на Седьмой Ташкентской Международной биеннале современного искусства «Different cultures – one world»:
– Смаил любит делать объемные пространственные формы, и использовать для этого кошму – теплую, как кожа лошади. У этого материала уникальная необычная фактура. Когда Смаил и Саид Атабеков ставили в Астане инсталляцию из войлока, то произвели большое впечатление, потому что данная фактура очень контрастирует с окружающей нас средой – камнем, глянцевыми поверхностями, никелированными вещами, блестящими автомобилями. Эта войлочная теплота возвращает нас в то первобытное состояние, к тем временам, когда просыпается в нас дух степи.

И такие арт-объекты надо создавать, чтобы не потерять свое лицо, чтобы техническая цивилизация не поглотила нас до конца. В этом плане у Смаила очень удачный проект с лошадиными головами, и когда я смотрю на них, у меня ассоциация, будто рядом пробегает табун лошадей со своими криками и ржанием, какие свойственны только лошадям. И внутри все вздрагивает, и комплексы исчезают, душа раскрывается и наполняется энергией.
Я знаю, когда Смаил создает свои необычные скульптуры, его душа и поет, и старается, и радуется, и стонет... и все это вместе сливается. Он сам вырос в ауле, и сейчас часто выезжает туда, он этими эмоциями живет, и они передаются через его работы. И кураторы, как правило, чувствуют таких художников и находят для них возможность дальше развиваться.
Буквально на днях Смаил Баялиев в тандеме с Саидом Атабековым и его масштабными фотообъектами показал свой «Табун» шымкентцам и гостям города у стен одного из торговых центров. Презентация арт-проекта была приурочена ко Дню города и впервые организована местным акиматом.

Народ интересовался, подходил, прикасался к войлоку, заныривал внутрь объектов, фотографировался на фоне пространственных и необычных работ, удивлялся – в общем, не оставался равнодушным. Именно этот интерактив и привлекает, в первую очередь, организаторов и кураторов международных выставок, и объясняет их интерес к искусству группы.
Роза Абенова, куратор выставок и директор галереи «Ару-Арт» в Астане:
– Кураторы должны вносить свежую струю в пространство искусства, и «Кызыл трактор» – это как раз тот случай, когда художники из Казахстана создают такие объемные и внушительные проекты из традиционных материалов кочевого быта. В основном, все делают небольшие работы в обычном варианте – из глины, бронзы и так далее. Конечно же, наши художники имеют и много затрат на такие объекты, но в то же время и эффект очень сильный. У нас есть идеи показать проекты «Кызыл трактора»  в Санкт-Петербурге, в Лондоне и в других городах мира, но во многом это будет зависеть от организаторов и кураторов международных выставок, спонсоров и чиновников на местах, на помощь которых мы тоже очень сильно надеемся.
Заявляя сегодня об имидже Казахстана, мы все должны понимать, что люди культуры и их творчество есть главная основа для достойной презентации нашей страны миру. «Кызыл трактор» давно повествует о том, что здесь живут интересные умные люди, умеющие тонко чувствовать современные веяния и в то же время сохранять сильный дух и вековые традиции.

Напоминаем, что у нас на портале, есть афиша культурных мероприятий Шымкента. Таких, как театральные премьеры, художественные выставки и прочее. Нажмите, чтобы перейти на сайт.
Опубликовано: 13.08.2016
Автор материала: [)EM()N
Рейтинг: 0
Просмотров: 2630

Это может быть интересно
Обсудить данную новость
  1. FaceBook
  2. Вконтакте
  3. UID
 
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все разделы проекта

Внимание

Поиск новостей по дате публикации
Мини сайты новых пригородов *
 

* Новые пригороды - населённые пункты, присоединение которых началось в 2013 году и продлится до 2015 года. Для перехода, нажмите на названия интересующего вас населенного пункта.