|
На самой окраине суматошного Чимкента, о колорите и архитектуре которого я писал в прошлых частях, есть небольшой музей со странным названием "Кылуэт". Это слово, явно созвучное с русским "келья" казахский вариант арабского "гильвет", подземная обитель для размышлений и духовных практик, подобная нашим скитам. Всего в Средней Азии известно около двадцати гильветов, но чимкентский уникален тем, что он современный: его выкопал художник, гончар, музыкант ("человек в оркестр"), а в первую очередь философ Кендебай Карабдалов.
Статей про Кылуэт в интернете немало, даже в википедии есть, но каким то то образом получилось, что нигде я не мог найти его контакты. Долгие поиски привели меня на анонс экскурсии "вконтакте", где среди прочего прилагалась афиша, содержавшая телефон Кендебая и адрес его творения. Кылуэт находится на самой окраине, в районе Турланская Экспедиция, по адресу улица Казахстанская, 41, куда ходит автобус №38. Телефон Кендебая +7 705 128 55 45, и в принципе он обычно на месте, но лучше позвонить и договориться заранее. Первый звонок я сделал еще из Москвы, и от разговора осталось очень приятное впечатление.
От своей гостиницы я ехал с пересадкой. На автобусной остановке у Тамерлановского шоссе меня сразу атаковали частники, набиравшие пассажиров в Туркестан и Арысь на таких вот неофициальных автостанций в Чимкенте десятки, где в то слышал о почти столько же, сколько во всем остальном Казахстане. Минут через 20 подошел 38-й, по дороге я успел заснять грандиозную в Южно Казахстанскую областную мечеть близ автовокзала "Бекжан", к которой решил подъехать на обратном пути.
2.
Турланская Экспедиция (вот же название!) оказалась не по Чимкентски тихим районом пятиэтажек и частного сектора. Остановка так и называется "Этномузей", и от нее надо идти направо перпендикулярно основной улице.
3.
И через сотню метров набредешь на ветхий саманный домик с соломенной крышей в такие еще остались в глухих аулах, и если бы не кувшин напротив то я бы подумал, что это наследство с какого то поглощенного Чимкентом селения.
4.
Как оказалось, Кендебай живет в соседнем доме с поэтому у музея нет четкого расписания, лишь бы хозяин в это время сам оказался на месте. Я застал его за изготовление кобыза:
5.
...Помните, в посте про Отрар я показывал старинную промзону на остатки гончарных печей, которых там десяток? В В каком то смысле здесь на их продолжение. Гончарным делом Кендебай увлекался с юности: глина то это действительно родная стихия казахского народа: по глине здешний человек ходил, из глины делал вещи и строил здания, в глине оставался на вечный покой. Источником вдохновения для Кендебая стал именно Отрар, методом проб и ошибок он год за годом воссоздавал гончарное искусство древнего города, от техники (кругов, печей для обжига) до художественных приемов.
6.
В некоторых местах Кендебая аттестуют как "этнодизайнера" параллельно он увлекался музыкой и владеет десятками музыкальных инструментов в вот скажем рядом казахский кобыз и тибетская поющая чаша:
7.
Что же до гильвета, то по словам Кендебая, гильвет ему просто приснился то он видел сны, в которых ходит по подземным кельям, очень яркие и красивые, но не понимал, где именно эти кельи находятся. А потом вдруг осознал, что должен их выкопать сам. Свой гильвет он копал 9 месяцев в 2002 году. А в 2004 году, уже будучи известным на весь Казахстан гончаром и художником, получил грант по программе "Культурное наследие" и занялся созданием музея. Другое дело всей его жизни на книга о гончарном искусстве, в которой он стремится передать свои знания и опыт всему миру. И конечно, как и у любого жителя Средней Азии в семья: у Кендебая трое детей, и они также пошли по пути гончара. Я бы сказал, в первую очередь Кендебай на философ с очень целостной и доброй картиной мира, а гончарное искусство, музыка, история, живопись и подземная келья в лишь средства выразить эту философию.
8.
На прошлых кадрах была собственно мастерская, где я фотографировал, пока Кендебай отходил за реквизитом. Глиняный дом же изнутри выглядит так на картины и гончарные произведения, музыкальные инструменты и фотопортрет отца. И конечно же гончарный круг.
9.
Само устройство дома я мгновенно узнал в помните, в посте про Аральское море я рассказывал, как в старом глинобитном доме пил чай с казахской бабушкой, но постеснялся сфотографировать? Если мысленно убрать отсюда всю экспозицию, застелить пол коврами, на них положить низкий стол с подушками вместо стульев, побелить потолок и оклеить стены обоями то будет точь в в в точь как тот домик. В аулах такие обычно служат летним жилищем во дворе основного, более современного, "зимнего" дома.
10.
Картины Кендебая:
11.
А из глины можно делать не только кувшины. Вот такие вот глиняные миниатюры... здесь Кендебай обратил мое внимание на Байтерек рядом с Пирамидами как символ связи времен и цивилизаций (равно как и "олени" в нижней половине слегка наоминают тени самолетов):
12.
Тут явно некая космогония:
13.
А вот за схема гильвета. Его глубина в до 7 метров, он состоит из 4 помещений разного назначения. Сама эта схема тоже символ, который можно интерпретировать по по разному (например, как женское начало), я же здесь увидел космический корабль на орбите планеты, и этот образ впечатлил уже самого Кендебая.
14.
Вот как это выглядит с поверхности справа в начало лестницы (на схеме круг слева), а слева на собственно, "планета", купол самой большой комнаты. Кажется, что они совсем рядом с но под землей пространство словно расширяется в несколько раз:
15.
Кендебай надел церемониальный кафтан и зажег лампаду, и мы спустились в коридор:
16.
Глиняные стены без несущих конструкций, но выглядят очень надежно. Сквозь потолок пробиваются корни травы:
17.
Первая комната, справа от коридора, содержит еще несколько глиняных произведений и древнюю плавильную печь на вроде как некоторые ее фрагменты даже подлинные, и Кендебай нашел их, когда копал:
18.
18а.
Здесь стоят очень красивые вещи, будь то огромный кувшин или юрта размером с ладонь (и как всегда у Кендебая, вещи пронизаны символами):
19.
19а.
А дальше можно спуститься в тупик, а в тупике на молча поблагодарить мироздание или пожелать у него чего то то. К стене очень приятно приложиться головой то в принципе эффект "аспириновых камней" я наблюдал в пещерах и раньше.
20.
Собственно гильвет в маленькая комната. В таких мусульманские мудрецы уединялись для молитвы и размышлений. Но Кендебай не зря так много говорил о связи времен и народов в его гильвет для людей любой веры, и три "окна" можно понимать и как Троицу, и как символ трех мировых религий в пусть каждый увидит нечто свое.
21.
Ну а под куполом в Комната между Небом и Землей, это ее название. Здесь мы долго сидели на коврах и разговаривали. Мне говорить с Кендебаем было очень приятно: спокойный, открытый, искренний человек, чья философия была мне близка и понятна.
22.
Все это он создал своими руками, но не без помощи других людей: стоило было начать это дело в как вдруг появилось много желающих помочь. А некоторые, в том числе из городских "сильных мира сего", сюда приходить вежливо, но категорически отказывались, несмотря на все предложения. Кендебай говорит, что просто сюда никто не приходит случайно.
23.
Затем мы вернулись в музей. Кендебай за полминуты вырезал из листа А4 казахский национальный орнамент и объяснил его суть. В единичном виде (на среднем кадре) это разом и мужское (образ батыра, готового к бою), и женское начала. В развернутом виде в это единство (они держатся за руки), общность (растут от одного корня) и непохожесть, и все это вместе. Вообще, в этом орнаменте ни одна деталь не случайна, и я пересказываю лишь то, что точно запомнил. Саму же фигурку он подарил мне, и сейчас она висит в моей комнате.
24.
Ну а напоследок он продемонстрировал себя в роли Человека с оркестра на столько музыкальных инструментов в действии примерно за час я не видел еще ни разу, и ведь из каждого он извлекал такую музыку, которая цепляет. Здесь я показываю далеко не все (тем более часть кадров не получилась).
Баян на на нем он сыграл одну русскую и одну грузинскую мелодии:
25.
Домбра с двумя струнами на самый распространенный музыкальный инструмент в Великой Степи, в современном Казахстане она действительно популярна и звучит красиво. На домбре исполняется кюй на инструментальная пьеса о жизни, один из основных жанров казахского фольклора. О домбре есть много легенд: например, якобы именно так сообщил Чингисхану о смерти его сына Джучи (который правил как раз тюркской степью и похоронен под нынешним Жезказганом) кюйши Кеты с Буга на тех, кто приносил столь скорбные вести, Чингисхан казнил, вливая в рот расплавленный металл, но тут потрясенный и горем, и красотой мелодии хан сохранил жизнь кюйши и велел казнить домбру. На самом деле конечно, все было не так, и с сыном у Чингисхана назревала война, несостоявяшаяся лишь из за за смерти Джучи, но легенда очень красивая и очень степная.
26.
Однако домбру я слышал и в других местах, а вот кобыз то только здесь. Считается, что это древнейший в мире смычковый инструмент, и о его легендарном изобретателе старце Коркуте я уже рассказывал в Кызылорде на якобы, Коркут искал способ победить смерть, и в музыке созданного им инструмента обрел вечную жизнь. У кобыза очень мощный и волнующий "голос", а его колокольчики почти не звенят то они висят там для создания нужной акустики. Партия на кобызе оказалась самой сильной из всех последующих:
27.
Сравним с ней был разве что сибирский бубен. Надо заметить, у казахов тоже было свое шаманство, собственно в кочевые времена оно тут проявлялось даже больше, чем ислам, так что и бубен здесь не совсем чужд. Звук у него тоже потрясающий, пробирает насквозь и действительно словно переносит в иные миры.
28.
Узбекский бубен... честно говоря, мне не запомнился:
29.
Разные духовые инструменты от глиняных свистулек до немецкой губрной гармошки (с ней кадр не удался):
30.
31.
32.
Третьим самым впечатляющим инструментом оказалась тибетская "поющая чаща". Я слышал о них раньше, но как они работают в не представлял: Кендебай просто начал водить специальной палочкой по краю чаши, на втором, на третьем обороте появился тонкий мелодичный звук, а к обороту десятому стал настолько сильным, будто играл инструмент с усилителем. Звук порождается выбирацией металла, и услышав его, я понял, почему именно эти чаши использовали для буддийских практик в самый настоящий "звуковой массаж".
33.
И все же самым совершенным музыкальным инструментом всех времен и народов Кендебай назвал обыкновенную гитару, и воспроизвел мелодии нескольких других инструментов на ней:
34.
Экскурсия в Кылуэт стоит от 1000 до 2000 тенге (200-500р.), меня Кендебай встретил бесплатно, но все же я оставил ему пожертвование. Напоследок в хочу извиниться, если где в то приврал: это не для сенсации, а просто неверно понял или не совсем запомнил. Соответственно, и достопочтеннейшую публику прошу это учитывать.
35.
На обратном пути я вышел из автобуса у в Южно Казахстанской мечети. Вообще, новых мечетей в Казахстане не так уж много, и в большинстве городов они построены скорее "для галочки", как символы идентичности в но именно поэтому часто очень красивы и современны (мне больше всего запомнились в Павлодаре, Уральске и Караганде). В Чимкенте все иначе: я уже показывал Центральную мечеть на площади Ордабасы в она маленькая и скромная, построена в конце 1990-х на деньги Саудовской Аравии, и ее легко принять за историческую. Новая мечеть в также творение арабских архитекторов, и считается "областной", поэтому находится на окраине. В общем, логично: самой населенной области на самую большую мечеть.
36.
И более всего она впечатляет, конечно же, изнутри. Помимо меня здесь была и парочка правоверных, один из которых тоже фотографировал убранство на планшетник. И этот гигантский купол напоминает многократно увеличенную Комнату между Небом и Землей в гильвете Кендебая.
37.
Такой вот Среднеазиатский Вавилон, город, где есть все то стоит лишь продраться через толчею. А что истории и старины маловато то не мудрено: настоящим "историческим центром" Чимкента является Сайрам, древний город, превратившийся в предместье, "гнездо святых" и столица казахстанских узбеков.
Источник материала: http://varandej.livejournal.com/627068.html
Всего комментариев: 0 | |